Сегодня день рождения ирландского композитора и диджея Ричарда Дэвида Джеймса (на фото), более известного под псевдонимом Aphex Twin, ему исполняется 45 лет.
В честь этого предлагаем почитать статью нейропсихолога Марины Корсаковой‑Крейн о квинтовом круге, улавливании расстояний в тональном пространстве и важности интуиции в восприятии музыки:
http://postnauka.ru/longreads/38133
«Архаичная модель предполагает, что главный морфологический принцип музыки — воспринимаемое напряжение — имитирует самые простые и обычные реакции живых организмов на окружающую среду: эти простейшие реакции являют собой напряжение и расслабление. Например, диссонанс вызывает напряжение по сравнению с благозвучным сочетанием нот. Ощущение воспринимаемого напряжения в музыке воздействует напрямую на «древние» слои нашей нейробиологии, а именно на «виртуальный‑сам» или «прото‑сам» (Panksepp, 1998, 2004), расположенный в мезенцефалоне (среднем мозге), где происходит интеграция наших первичных реакций на внешнюю и внутреннюю среду. Художественная игра с этими простейшими ощущениями посредством музыкальных звуков ведет к изменению психологического состояния. Определенное распределение музыкальных звуков вдоль стрелы времени может создать определенную эмоцию».